Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема данной работы на сегодняшний день является достаточно актуальной Актуальность работы можно представить в следующем. Физическая рекреация - это одна из форм рекреационной деятельности, а также процесс педагогической организованной двигательной активности, который направлен на восстановление пониженной работоспособности при использовании различных технологий физической культуры.
Именно в детском и юношеском возрасте необходимо провести формирование привычки к физической культуре, а также потребности к движению, так именно в данном возрасте это сделать наиболее легко. Двигательная активность доставляет «мышечную радость». Такие факторы являются фундаментальными для:
общего гармоничного развития личности,
психического и физического совершенствования.
Использование активной двигательной деятельности для человека является особым фактором, который влияет на развитие и воспитание в целом личности.
Именно в процессе наработки определенных навыков двигательных умений происходит совершенствование психомоторных и вегетативных функций, а также происходит улучшение в целом качественная сторона всей двигательной деятельности, происходит развитие физических возможностей индивида.
Благодаря зримости и жизненности объекта происходит активизация восприятия детьми, а также конкретизация полученных знаний и обогащение новыми, при закреплении их в практической деятельности.
Рекреация это в первую очередь здоровье. А в основе физической рекреации в первую очередь заложено движение, а результатом физической рекреации является улучшение физического, психического, профессионального, а также социального здоровья. А главной ее функцией является формирование, восстановление, сохранение, укрепление здоровья каждого человека.
Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным потенциалом физической культуры для формирования рекреационных потребностей человека через формирование физических потребностей.
Все вышеизложенное позволило приступить к мониторингу исследования темы курсовой работы.
Цель исследования: провести анализ физической рекреации в культурно-досуговой деятельности разных слоев населения.
Объект исследования: оздоровительно-рекреативная деятельность.
Предмет исследования – анализ рекреационных потребностей населения.
Задачи:
1. Провести ᅠанализ ᅠлитературных источников;
2. Определить организацию и методы исследования;
3. Провести анализ результатов исследования.
Научная ᅠновизна ᅠи ᅠтеоретическое ᅠзначение ᅠисследования ᅠзаключается ᅠв …….исследовании и систематизировании научных данных по проблеме физической рекреации в культурно-досуговой деятельности разных слоев населения.
Методы исследования: -теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных, анкетирование.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ рассматриваемый проблемы. В этом плане, исследовательский интерес представили научные работы российских и зарубежных авторов. Стоит отметить работы некоторых авторов, которые анализировали отдельные проблемы: Н.И. Пономарев, В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев, В.В. Костюков и др.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ____________________ факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Понятие физической рекреации
В современном глобализующемся мире идет активный поиск более эффективных форм и методов укрепления здоровья средствами физической культуры, в частности – физической рекреации. Понятие «физическая рекреация» прочно утвердилось в понятийном аппарате теории физической культуры и спорта .
По мнению Н.И. Пономарева, под рекреационной физической культурой понимается часть физической культуры, управляемый процесс применения видов, форм, средств и методов физической культуры по процессу оптимизации двигательного режима, разностороннего развития физических, психических и духовных возможностей человека в целях их активного функционирования в природной, производственной и досуговой жизни и деятельности .
На основании вышесказанного, целесообразно обратиться к дефиниции «рекреация». Слово «рекреация» (от лат. «recreo») обозначает: восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять, отдыхать, приходить в себя, возрождать, выздоравливать .
По мнению В.М. Выдрина дефиниция «физическая рекреация» обозначает, что в ходе восстановления, выздоровления, отдыха преобладающим будет двигательная активность, применяются физические упражнения. Основой содержания физической рекреации будет деятельность использование физических упражнений и иных видов двигательной деятельности для удовлетворения специфических биологических потребностей каждого человека и детей в том числе.
Биологические потребности преимущественно связаны с удовлетворением естественной потребности в движении, восстановлении временно сниженных или нарушенных функций организма и их активизацией .
Социальные направляются на удовлетворение потребности в развитии, получения удовольствия, переключении с одного вида деятельности на другой, профилактике неблагоприятных воздействий социальной среды. Все это необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности индивида . Основая цель физической рекреации - укрепления физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда .
На рисунке 1.1 представлены рекреационные потребности человека.
Рис. 1.1.- Рекреационные потребности человека
В научных трудах принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологические. Биологические аспекты физической рекреации оптимизирует состояние здоровья.
2. Социологические. Способствуют процессу интеграции человека в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей.
3. Психологические. Формируют эмоциональное состояние, которое возникает под воздействием чувства радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения.
4. Эстетические. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении .
На данном этапе развития научного знания физическая рекреация по-прежнему нередко отождествляется с такой дефиницией как оздоровительная физическая культура, массовая физическая культура. Двигательная рекреация не только развивает и укрепляет детский организм, предупреждают разные заболевания, но также является одним из эффективных средств лечения и восстановления сил после болезни.
В соответствии с общественной функцией и технологией рекреационная деятельность делится на:
лечебную,
спортивную,
оздоровительную
познавательную.
Под реабилитационной физической культурой подразумевается особое направленное применение физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановлений функций человеческого организма, которые были нарушены или утрачены по причине заболевания или травмы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 5. – С. 2-7.
2. Выдрин, В. М. Физическая рекреация вид физической культуры [Текст] / В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №3. – С.2-19.
3. Гаврилов, Д. Н. Нормирование физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности [Текст]: учебное пособие / Д. Н. Гаврилов, А. Н. Потапчук, В. Н. Утенко, Г. А. Шашкин. – СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2016. – 56 с.
4. Горбатенко Т. Б. Анализ учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в вузах Китайской Народной Республики и Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 8. - С. 76-80.
5. Данилейко, М. С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации [Текст]: дисс. канд. пед. наук 13.00.04 / М. С. Данилейко. – Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. – 157 с.
6. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, обучение: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – М.: Академия, 2001. – 520 с.
7. Калинкин, Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества [Текст] / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 1. – С. 8-11.
8. Кузьмина, М.А. Оценка рекреационных ресурсов города Екатеринбурга и его окрестностей /М.А. Кузьмина, Т.Е. Оберюхтина//Географические науки и образование.-2015.-С.50-54.
9. Лечебная физическая культура /под ред. С. Н. Попова. - М.: Академия, 2013. - 412 с.
10. Лукомский, И. В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: учебник / И. В. Лукомский, И. С. Сикорский, В. С. Улащик ; под ред. В. С. Улащик. - Минск : Вышэйшая школа, 2018. -310с.
11. Махмутгири А.Э. Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/ob-utochnenii-ponyatiya-fizkulturno-rekreatsionnaya-deyatelnost. (Дата доступа: 29.11.2020).
12. Пономарев, Н.И. Физическая культура элемент культуры общества и человека [Текст] / Н. И. Пономарев – СПб: Питер, 2010. – 284 с.
13. Спортивная жизнь города [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://екатеринбург.рф/жителям/спорт/жизнь (Дата обращения: 30.11.2020)
14. Сырова С.В. Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях ВУЗОВ не физкультурного профиля [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-fizkulturnoy-rekreatsii-studentok-v-usloviyah-vuzov-nefizkulturnogo-profilya. (Дата обращения: 30.11.2020).
15. Физическая рекреация как средство повышения двигательной активности школьников [Электронный ресурс]: информационно образовательный портал / Методика, педагогика, образование. – Режим доступа: URL: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=11555:2015-04-22-10-06-12&catid=77:organization-of-educational-process (дата обращения: 29.11.2020)